Одеса

интервью с аграрием из Одесской области — УСИ Online


Более детально об этом корреспондентам Украинской Службы Информации Нине Ляшонок и Валерии Шаповаловой рассказал Федор Златов, совладелец компаний «Балканы» и «Злата Трейд».

Федор Златов

Агрохолдинг занимается выращиванием зерновых — пшеницы, ячменя, кукурузы, проса, подсолнечника, в небольших пропорциях — льна и гороха. Компания была основана 25 лет назад отцом Федора, и он со своим братом стали в ней первыми трактористами. Сейчас под управлением холдинга — около 25 тыс. га земли: основная часть на юге, около 5 тыс. га — в Винницкой области.

В обычное время вы экспортируете весь урожай?

95% зерновых нашей компании экспортируется. Здесь немного остается для семенного фонда, часть получают пайщики за аренду земли. Из-за войны сколько осталось зерна? На сегодня около 30 млн тонн зерна урожая прошлого года осталось в Украине. Наша страна потребляет около 20 млн тонн, а выращивает 70-80 млн тонн. Несмотря на то, что часть территории оккупирована, не везде были засеяны поля, а в некоторых местах идут боевые действия, Украина все равно уберет около 70% от прошлогоднего урожая. Ориентировочно это 50-60 млн тонн. Поэтому, учитывая остатки урожая этого года, ожидается колоссальный объем зерна для экспорта.

Какие у нас экспортные возможности?

Наши основные рабочие порты сейчас заблокированы — Черноморск, Одесса, Южный, Николаев, Херсон, Мариуполь, Бердянск. Экспортные возможности оставшихся в наличии портов — в Рени, Измаиле, Килие — ограничены. Через них максимум можно вывозить 1,5 — 2 млн тонн в месяц. У них не хватает мощностей, нет глубин, ограничена пропускная способность судоходного канала на Констанцу (Румыния). Там огромная пробка из кораблей, которые стоят в заторе и пытаются прорваться сюда.

Ограничены возможности каналов для пропуска судов. Даже если завтра или через три месяца война закончится, то экспорт сразу не откроется, потому что на расчистку от мин, приведение в порядок элеваторов, сбор кадров понадобится время. Будут колоссальные проблемы с экспортом зерна.

Какие есть варианты в сложившейся ситуации?

Через Беларусь экспортировать невозможно, остается только Польша, но там возможность транзита по железной дороге ограничена. Через Молдову тоже проблематично. Очередь вагонов через границу достигает 40 суток. Для железнодорожной логистики это просто катастрофа.

Что делает ваша компания?

Конкретно мы совместно со стивидорами оборудовали причал в Рени. Мы привезли из Николаева оборудование. Свои проблемы мы решим, поможем и нашим соседям, но мы не сможем решить проблемы всей страны. У нас ограниченные ресурсы. Многие ушли на фронт. Мы находимся в режиме «военных рельс».

Кроме блокады портов, с какими проблемами еще сталкиваются аграрии сейчас?

Очень дорогое топливо и ГСМ — это проблемы для уборки. У людей нет оборотных средств для закупки топлива, запчастей, горюче-смазочных материалов. Не хватает складских помещений и элеваторов, в связи с чем ожидаются потери.

Чем грозит Украине невывоз зерна?

Сельское хозяйство — это непрерывный процесс. Мы сегодня убираем, а за комбайнами едут тракторы, которые обрабатывают почву. Через месяц мы должны сеять рапс, далее — пшеницу и ячмень. Нам нужны семена, топливо, удобрения. Все это стоит — космос. Удобрений нет в наличии, с поставками топлива серьезные перебои. У нас нет запасов топлива для уборочной компании. Неуборка, непродажа урожая этого года чревата непосевом следующего года и серьезным падением урожайности в следующем году.

Какой у вас настрой?

Сегодня, занимаясь выращиванием зерна, мы понимаем, что держим трудовой фронт, потому что ВВП страны надо сохранять. Во избежание голода мы должны убрать зерно и спрятать его в хранилище. Мы будем искать выход и справимся с поставленной задачей.





Джерело https://usionline.com/urozhaj-i-posevnaja-vo-vremja-vojny-intervju-s-agrariem-iz-odesskoj-oblasti/

Back to top button